pages

Работа с моделью

Нашла, на мой взгляд, очень познавательную и серьезную статью о сотрудничестве модели и фотографа. Спешу поделиться!

Три типа моделей

Модели (поскольку они всего лишь люди) очень сильно различаются по характеру, интеллекту, восприимчивости и активности. Для опытного художника работа с каждой моделью по достижению наивысших, наиболее выразительных результатов - это каждый раз проблема межличностных отношений. Тем не менее моделей можно разбить на три большие группы, не забывая, конечно, и о чисто индивидуальных особенностях. Если научиться понимать и определять эти категории и поупражняться в "классификации" моделей, можно сильно упростить управление ими в разных ситуациях.

Эти три класса моделей соотносятся с тремя различными видами работы, характеризующими взаимоотношения ее с художником. Перечислим снова эти виды работы:


1. доминирует художник;
2. доминирует модель;
3. они сотрудничают.

На самом деле некоторые квалифицированные модели могут приспосабливаться к любому из этих трех видов. Как бы то ни было, эти три вида работы, независимо от опыта и квалификации модели, соответствуют трем явным и разным их типам.

Научиться различать эти типы абсолютно необходимо, так как каждый из них годится для фотографий своего стиля и требует своего способа обращения. Для краткости три типа можно назвать так:

1. пассивный (или пластичный) тип;
2. модель-личность;
3. сотрудничающий тип.

Полное господство художника над моделью оптимально для фотографий с упором на чисто пластические составляющие. На фотографии нет ни личности, ни драмы, а модель по существу служит пассивной глиной, которой горшечник-фотограф придает нужную ему форму. К этой категории принадлежит большинство обнаженных натурщиц, а также большие группы людей. При работе над такими фотографиями, особенно если они делаются по предварительному наброску, наибольшие проблемы создаст композиция, а не индивидуальная выразительность.

Для пассивного типа основной критерий пригодности - физический. У обнаженной модели, так как она вся на виду, должна быть хорошая фигура и грациозная осанка. От такой модели не требуется большого ума или какого-нибудь особенного драматизма, от нее требуется другое - умение выполнять указания фотографа. Избыточная энергия или неординарность мышления будут только мешать работе. Если модель умна и обладает актерскими качествами, ее, возможно, со временем можно будет использовать в работах, требующих сотрудничества с фотографом, но и в этом случае лучшее, что в ней может быть, - большой опыт пассивной работы.

Для создания живого портрета нужно доминирование модели. Любые добавления или явное управление позированием со стороны фотографа часто будут только помехой для яркого проявления личности. Работа будет успешной, когда модель эффектна с фотографической точки зрения. Так случается при фотографировании профессиональных актеров. В идеале, конечно, хорошо бы для всех портретных работ иметь яркую личность, но, к сожалению, индивидуальность многих из тех, кто приходит позировать для портрета, сама по себе на фотографии не проявляется. В таких случаях фотограф должен воспользоваться своим нравом на управление моделью, чтобы создать псевдоличность, качества которой удовлетворят ее друзей и родственников.

Моделей личностного типа всегда легко определить по их жизненной энергии и способности привлекать внимание. Фотографирование известных актеров театра и кино или общественных деятелей практически всегда - работа с моделями именно такого рода. Основное в этой работе - зафиксировать то, что модель собой представляет, как она себя проявляет, а вовсе не то, как фотограф проявляет себя через ее портрет. Задача художника при работе с такой моделью - ловить удачные живые моменты. Художник должен начисто забыть о себе, забыть, что он тоже личность. Модель, наоборот, чтобы первенствовать и полностью раскрыть себя, ни в коем случае не должна чувствовать никаких ограничений. Художнику следует как можно менее навязчиво, но все-таки управлять моделью, чтобы не допустить при позировании досадных ошибок.

Для создания фотографий, в основе которых лежит какая-то идея, необходим третий тип взаимоотношений художника и модели, а именно сотрудничество. Только близкие по духу фотограф и модель способны прийти к интересной художественной интерпретации драматической или характерной темы. При таком сотрудничестве нет необходимости в обстоятельных длительных обсуждениях. Что должно быть непременно, так это родство душ, чувство гармонии и общность цели. Они нечасто встречаются, но именно они рождают лучшие произведения изобразительного искусства.

Если у модели нет достаточного опыта пассивной работы перед камерой, она, скорее всего, не подходит для такого сотрудничества. Поэтому лишь случайно может оказаться, что первая попавшаяся модель исключительно благодаря своему интеллекту и актерским наклонностям способна решать более сложные художественные задачи. При соответствующем воспитании ее уровень может подняться до уровня модели высшего типа, искренне и органично сотрудничающей с фотографом. Только у этой модели есть то, чего нет у моделей двух других типов: эмоциональность, недостающая первому, и характерная универсальность, отсутствующая у второго. Только с этой моделью можно получить цельные по сущности и искренние по настроению художественные результаты, в которых органично уживаются управление и выразительность. Сочетание кажущейся спонтанности с превосходной композицией - редчайшая художественная удача, которая может быть достигнута только при постоянных усилиях модели и художника. Фотография, по всей вероятности, единственное искусство, дающее возможность такого всеобъемлющего сотрудничества.

Врожденные драматические способности модели в общем случае более востребованы, чем сценический опыт. Люди обычно склонны переоценивать важность работы с профессионалами. Профессионалы, скорее, будут использовать наработанные технические приемы, чем пытаться, подобно неопытному актеру, искренне прочувствовать сцену. Глаз может восхищаться отшлифованной работой профессионала, но менее впечатлительный объектив обнаружит и передаст даже малейшую неискренность.
Уильям Мортенсен, "Модель. Проблемы позирования"

Немає коментарів:

Дописати коментар